История монастыря В Ярославской епархии, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры в живописном лесном месте, изобилующем грибами, ягодами и целебными травами, на берегу тихой извилистой речки Сольбы возвышаются белоснежные храмы старинной Николо-Сольбинской обители. В древности эти места населяли угро-финские племена, и «солба» на их языке означало «живая вода». Местоположение обители, и по нынешним временам глухое и затерянное в бескрайних и дремучих лесах, представляется крайне удобным для всех ищущих уединения и истинного удаления от мира. Немного найдется в России таких мест, что уже само по себе является достопримечательностью. Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века. Предположительно он был основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, первоначально был мужским и находился на Быльцыном поле, что в 4 км от нынешнего расположения монастыря. Обитель много претерпела на своем веку. В начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель была в запустении, но в 1711 году она возродилась, только уже на новом месте, близ речки Сольбы. Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители. В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным.
Возрождение После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий. Сейчас в обители ведется большое строительство, налаживается хозяйство, осуществляются различные социальные проекты, создана служба милосердия, которая помогает больным и престарелым в окрестных деревнях, местных детей из многодетных и бедных семей каждое воскресенье привозят на службу в монастырь, для них организуются праздники и познавательные поездки. Создан очень красивый и необычный архитектурный ансамбль монастыря. Величественные стены и изящные храмы останутся в память будущим поколениям, как образ и пример монашеского подвига и развития талантов сестер обители на этом поприще. За стеной обители выведен источник, который обнаружили при строительстве пещерного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Источник освящен в честь этих святых и преподобного Сергия Радонежского. Имеются случаи благодатного исцеления. На источнике построена купальня. В настоящее время в обители проживает 35 насельниц, при монастыре организован детский приют, в нем воспитывается 35 девочек-сирот в возрасте от 7 до 15 лет. Стратегическим направлением деятельности монастыря является воспитание детей – будущего поколения духовно-нравственно и физически здорового. Дети воспитываются вдали от городского шума и суеты, на лоне природы в благоприятной психологической и эмоциональной обстановке, окруженные заботой и вниманием сестер обители. Кроме общеобразовательной школы, девочки дополнительно обучаются рисованию, домоводству, театральному искусству, рукоделию, углубленно изучают музыку. С ними занимаются высококвалифицированные специалисты. Девочки часто выступают с концертами, участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках. Ездят в познавательные поездки и экскурсии. Очень любят помогать сестрам на послушаниях. Дети растут жизнерадостными, общительными, воспитываются в духе быть полезными обществу и получать радость от самоотдачи, от служения ближним, от добрых дел.